Газимагомедов: в Дагестане планируется построить около 200 инновационных малых ГЭС

06.08.2011

К 2025 году Республика Дагестан должна потреблять примерно 30 млрд. киловатт часов электроэнергии, уверен вице-премьер правительства республики Ризван Газимагомедов. На прошедшем в Дагестане 27-28 июля экономическом форуме были предложены различные проекты развития энергетической отрасли республики.

Гидроэнергетика

Участники форума, по словам вице-премьера, во время работы дискуссионных секций - "Топливно-энергетический комплекс. Освоение природных ресурсов. Приоритеты развития" и "Инновационное развитие", пришли к выводу, что нужно отказаться от дальнейшего строительства крупных ГЭС, которые затапливают большие площади сельскохозяйственных земель, долины рек, где местные жители занимаются садоводством.

Водохранилища крупных ГЭС нарушают традиционный уклад жизни. Под воду уходят сельскохозяйственные рабочие места и памятники, имеющие историческое значение.

Напомним, в 2008 году жители шести сел республики, чьи земли постепенно затапливаются водами водохранилища Ирганайской ГЭС, требовали компенсации за потерю земли и домов. По словам местных жителей, в мае 2008 года в результате неполадок в системе регулировки уровня воды на Ирганайской ГЭС село Ирганай Унцукульского района было полностью затоплено. Власти Дагестана заявляли, что вопрос определения компенсации за сады, которые пошли под воду, действительно очень актуален, но представители Унцукульского района и члены специальной комиссии разошлись во мнениях о том, какую цифру считать точной.

Альтернативой, по словам Газимагомедова, должны стать малые ГЭС. Он сообщил, что будут предложены проекты по строительству около 200 малых ГЭС.

"Две компании уже пришли в Дагестан. Они предлагают свои нестандартные подходы по развитию малой энергетики. Цель - довести долю альтернативных источников энергии до 20%", - заявил Газимагомедов.

Преимущество малых ГЭС, по словам вице-премьера, в том, что они будут поставлять электроэнергию напрямую к потребителям, близлежащим населенным пунктам, без посредников.

"Кавказский узел" ранее писал о проблемах при строительстве Гоцатлинской ГЭС в Дагестане. 11 марта 2011 года власти республики и компания "РусГидро" достигли соглашения о завершении приостановленного из-за недостатка финансирования возведения Гоцатлинской ГЭС, а также строительстве каскада ГЭС в створе реки Андийское Койсу.

Солнечная, ветровая и геотермальная энергетика

"Второе направление - это развитие солнечной, ветровой, и геотермальной энергетики. На эти темы были конкретные предложения", - сообщал Газимагомедов.

"Если подводить чистую экономику, то себестоимость гидроэлектроэнергии дешевле солнечной. Солнечная и ветровая обходятся дороже. Но эти направления тоже имеют перспективу, развития и снижения себестоимости", - уточнил Газимагомедов, отвечая на вопрос о перспективах развития не только гидроэнергетики, но и солнечной, ветровой и геотермальной энергетики и создания конкурентных условий между ними.

В Дагестане существуют инновационные компании, которые занимаются производством солнечных модулей. Дагестан - солнечная республика, однако, нет инвестиций и республиканского закона регулирующего это перспективное направление. Федеральный закон об альтернативных источниках энергии уже принят. Существует международная система субсидирования этой отрасли. Но в республике нет нормативных актов регулирующих это важное направление.

Вице-премьер правительства Дагестана подтвердил, что федеральный закон принят, аналогичное законодательство нужно принимать на республиканском уровне.

"Как раз здесь сидит представитель компании "Дагкремний" Идрис Идрисов, который является пионером освоения солнечной электроэнергии. Мы очень тесно с ним сотрудничаем. Максимально возможную помощь мы ему оказываем, и будем оказывать, потому что это реальная компания", - отметил Газимагомедов.

Напомним, 27 мая 2011 года на 11-й Всероссийской конференции в Кисловодске «Модернизационные механизмы развития малого и среднего бизнеса Северо-Кавказского федерального округа» генеральный директор ООО «Дагкремний» Идрис Идрисов презентовал один из крупнейших инновационных проектов на Северном Кавказе – «Создание производства высокоэффективных солнечных элементов и модулей» - на основе применения современных запатентованных технологий.

По словам Газимагомедова, есть инновационные компании, созданные "Роснано". Но то, что делает "Дагкремний", более практично и реализуемо. Газимагомедов привел примеры уже реализованных проектов строительства солнечных электростанций в Чечне и Дагестане.

"У меня дома тоже есть своя солнечная электростанция. Во многих отдаленных селах и хозяйствах выгоднее поставить солнечную электростанцию, нежели протягивать линии электропередач на десятки километров", - отметил Газимагомедов.

Вице-премьер привел свежий пример установки солнечной электростанции в высокогорном Шамильском районе мощностью 1 мегаватт.

В тоже время, Газимагомедов отметил, что никогда солнечная и ветровая энергия не может заменить традиционную энергетику в промышленности, где требуются большие мощности. Поэтому альтернативные источники энергии будут развиваться как сопутствующие направления параллельно традиционной энергетике.

"В тех местах, где это целесообразно, мы будем использовать солнечную энергетику», - отметил Газимагомедов. Он привел в качестве примера то, как в детской многопрофильной больнице солнечная электростанция дает резервное электропитание. И при аварийных отключениях питает реанимационное отделения и операционные блоки.

"Мы примем постановление, будем поддерживать, чтобы компании по освоению солнечной энергетики смогли привлекать деньги", - заявил вице-премьер.

Традиционная энергетика

По разработке нефтяных месторождений на шельфе Каспийского моря, по мнению Газимагомедова, нужно активнее ставить вопрос о том, чтобы государственные корпорации пришли на Каспий и увеличили объемы добычи.

"Необходимо добывать нефть и газ хотя бы в тех объемах, которые были бы сопоставимы с советским периодом. К примеру, в 70-х годах прошлого века добыча нефти в год в Дагестане составляла более 2 млн тонн", - отметил он.

Еще одной задачей вице-премьер республики назвал составление топливно-энергетического баланса Дагестана. Если, согласно "Стратегии социально-экономического развития", к 2025 году валовый региональный продукт должен увеличиться почти в три раза, то, соответственно, увеличится и потребление электроэнергии. Республика должна потреблять примерно 30 млрд киловатт часов электроэнергии, отметил Газимагомедов. Кроме того, был поддержан Азово-Каспийский проект - строительства судоходного канала, "чтобы товаропотоки "Восток-Запад" проходили через Дагестан".

Канал "Евразия", который соединит судоходным сообщением Каспийское море с Азовским, предложил построить президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Согласно предварительному проекту, значительная часть канала должна пройти по территории Калмыкии. Путь по этому каналу должен стать на тысячу километров короче, чем по действующему Волгодонскому каналу.

Производство строительной и дорожной техники

На форуме также выступил вице-президент Союза производителей строительной и дорожной техники России Юрий Шенчихин, который отметил, что на Буйнакском агрегатном заводе Дагестана планируется наладить производство строительной и дорожной техники.

По его словам, это позволит снизить стоимость техники для дагестанских потребителей на 15% и существенно сэкономить бюджетные деньги. Спрос на эту продукцию высок, поскольку износ парка строительной, дорожной и коммунальной техники составляет 70 %.

"Работы на Буйнакском агрегатном заводе уже ведутся, набрано 60 рабочих, готова проектно-сметная документация. На первом этапе планируется выпускать порядка 10-15 единиц техники", - заявил Шенчихин.

Правительство республики поддержит этот проект, отметил председатель правительства Дагестана Магомед Абдулаев.

Напомним, что в июне Дагестан принял участие в экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в ходе которого были заключены три соглашения по инвестиционным проектам.

Также на "Кавказском узле" доступны краткая и полная версии интервью главы Дагестана, в котором Магомедсалам Магомедов делится своим видением будущего Дагестана как части туристического кластера на Северном Кавказе и рассказывает, чем республика может привлечь потенциальных инвесторов.