Непременным условием эффективности рыночных отношений, в рамках которых ныне функционирует экономика страны, является наличие здоровой конкуренции. Реализация государственной конкурентной политики в условиях переходной экономики столкнулась с объективными сложностями, обусловленными относительно короткими сроками формирования конкурентной среды, быстрым развитием экономических процессов и слабостью традиционных систем мониторинга конкуренции. Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро- и макроуровне. В редакции «Дагестанской правды» состоялся круглый стол, на котором представители различных министерств и ведомств обсудили тему развития конкуренции в республике. Открыл и вел его заместитель главного редактора Олег Санаев.
Обсуждение началось с темы реформы ЖКХ. По мнению советника руководителя Государственной жилищной инспекции Дагестана Рашида Рашидова, в РД, как и в экономике страны, наиболее острые проблемы сложились в социальной сфере, особенно в тех отраслях, которые предоставляют жизненно важные услуги населению - жилищно-коммунальные и сервисные. В целом по республике сфера ЖКХ характеризуется отсутствием развитой конкурентной среды. Предоставление отдельных видов коммунальных услуг практически полностью контролируется предприятиями-монополистами, которые входили в свое время в систему городских коммунальных хозяйств и которые унаследовали все основные и оборотные фонды своих предшественников.
- На мой взгляд, реализация основных положений программы реформирования жилищно-коммунальной сферы должна проходить с учетом формирования конкурентного рынка, - сказал Р. Рашидов. - Это поддержка и развитие конкуренции, увеличение количества хозяйствующих субъектов, способных осуществлять альтернативные виды коммунальных услуг, и в связи с этим устранение барьеров, затрудняющих вход на рынок новых хозяйствующих субъектов.
- На сегодняшний день во взаимоотношениях между собственниками и управляющими компаниями существует недопонимание, что приводит к конфликтам и большому количеству жалоб. Беда наших собственников жилья на пути реформирования отрасли еще и в том, что многие из них мало что знают о своих правах. Допустим, не знают, из чего состоит такой пункт, как «техническое обслуживание», и таких моментов предостаточно. Как правило, неинформированность порождает недобросовестность, - отметил Р. Рашидов.
Для управления многоквартирными домами, по его мнению, наиболее оптимальным вариантом для их жильцов является создание товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Крупные управляющие компании, как он считает, лишь сменили вывеску и продолжают работать, что называется, «по-старинке», а это означает, что они не заинтересованы в развитии конкурентной среды в коммунальной сфере, а значит и в притоке частных инвестиций.
Однако несогласие с таким мнением высказал председатель известного ТСЖ «Ленина, 18» Хаджимурад Каласов, который постоянно отстаивает права товарищества в судах различных инстанций. Сам радикальный руководитель ТСЖ назвал создание товариществ «большой аферой» государства, потому как управляющие компании находятся в лучшем положении, располагают штатами, специалистами и прежде всего имеют накопленный годами опыт работы в сфере ЖКХ нежели новообразованные ТСЖ. При том, что, как правило, большинство ТСЖ создавались на базе старых, изношенных домов.
Развитие конкуренции, как считает Каласов, имеет жизненно важное значение в реформировании ЖКХ, но, по его мнению, в республике пока нет условий для развития нормальной и цивилизованной конкурентной среды. Поддержка и развитие здоровой конкуренции, уверен он, - одна из приоритетных задач в становлении рыночной экономики. - Конкуренцию в сфере ЖКХ мы пока наблюдаем только между контролирующими структурами: налоговые органы, ГЖИ, гостехнадзор, административные комиссии. Все кому не лень приходят и штрафуют. Напротив, и.о. руководителя дагестанского УФАС Киясудин Адигюзелов считает, что появление на рынке ЖКХ товариществ следует приветствовать.
- Мы не раз оказывали помощь, в том числе и ТСЖ «Ленина, 18», в отстаивании прав. У нас есть большая практика пресечения ограничения потребления коммунальных услуг. Были факты веерных отключений электроэнергии, когда обесточивали целые города. В результате оставались без электричества в том числе и добросовестные потребители, а также потребители, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Если говорить о нарушениях законодательства о защите конкуренции, то в прошлом году нами было выявлено 206 случаев. Наиболее характерными видами нарушений являются: необоснованное сокращение или прекращение производства товара, навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора и нарушение установленного порядка ценообразования. Мы этими вопросами занимаемся. Но следует отметить, что антимонопольные дела очень сложные, - отметил К. Адигюзелов.
В продолжение темы начальник Управления соцполитикии экономического сотрудничества Мин-экономики Дагестана Хирапатимат Гаджиева сообщила о подготовке Республиканской программы развития конкуренции на 9 отраслевых рынках республики. Разработка программы вызвана необходимостью развития региональной конкурентной среды, стабилизации цен на социально значимые товары и услуги, обеспечения продовольственной безопасности региона и поддержки социально не защищенных слоев населения. Данная программа является одним из этапов Стратегии социально–экономического развития РД до 2025 года. Программа развития конкуренции базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Дагестана в традиционных сферах с целью повышения эффективности ресурсной экономики и формирования предпосылок устойчивой индустриальной модели развития. В ней определены меры, направленные на сокращение и устранение административных барьеров, на сокращение участия государства в деятельности хозяйствующих субъектов, на создание конкурентной среды на отраслевых рынках республики. Однако кроме антимонопольной службы всерьез в эту работу никто так и не включился. В большей степени рекомендации ведомств носили характер отписок. На сегодняшний день программный документ был скорректирован при содействии УФАС и отправлен на утверждение в правительство республики.
В республике уделяется большое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию малого и среднего предпринимательства. Оказывается содействие созданию микрофинансовых организаций. Также планируется создание и развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков. Программа развития конкуренции делает серьезную ставку на сектор малого бизнеса. В этой отрасли на сегодняшний день наиболее благоприятная конкурентная среда.
По мнению начальника отдела потребительского рынка Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Нурислама Хавчаева, розничная торговля составляет около 98% от всего малого бизнеса. Но в то же время мы наблюдаем серьезные недостатки в сфере организации потребительских рынков. В частности, доступа на рынок сельхозпроизводителей. Причина здесь в так называемых «перекупщиках», они по существу являются естественным необходимым звеном в процессе товарооборота. Только в данном случае они доминируют на рынке, ставя товаропроизводителя в невыгодные условия. В результате нарушается принцип конкуренции, когда она должна была увеличивать качество продукции и регулировать цены.
- При сегодняшних условиях закон имеет двойственный характер. Он обязывает организаторов потребительских рынков предоставлять определенное количество мест производителю, но в то же время закон ограничил возможность проверок хозяйствующих субъектов. Также требуется создать систему анализа проблем, ограничивающих развитие конкуренции. Так, например, в строительных СРО в настоящее время идет явное ущемление возможностей участия в них малых и средних предприятий, и эту тему следует обсуждать с активным участием предпринимательского сообщества, - сказал Нурислам Хавчаев.
По мнению Киясудина Адигюзелова, органы власти должны создавать равные, прозрачные условия для конкуренции, чтобы кто-то не оказывался в более преимущественном положении, чем другие.
- К сожалению, сегодня у нас в республике этого не происходит. Отчасти от того, что, как и в других регионах, законы не работают в полной мере. Введенная система налогообложения предприятий вынуждает предпринимателей скрывать свои доходы, уклоняться от налогообложения либо вообще не лицензировать свою деятельность. Таким образом, в настоящее время развитие конкурентной среды требует особого внимания со стороны органов исполнительной власти всех уровней, – сказал К.Адигюзелов.
Также он отметил, что ФАС что-либо изменить в одночасье не может. Должно быть полное взаимодействие как с местными органами, так и с федеральными. Выявлением существующей сегодня коррупционности рынков должны заниматься соответствующие структуры. Но и они поставлены в такие условия, когда по «закону о контрольных проверках хозяйствующих субъектов» нельзя «кошмарить бизнес».
- Мы же проводим контроль в той части, которая касается установления торговыми предприятиями дискриминационных условий при распределении торговых мест. В части доступа к рынку производителей на сегодняшний день к нам не поступило ни одного заявления со стороны фермеров или органа, представляющего их интересы. Объяснить это можно тем, что зачастую их деятельность находится «в тени», и, как правило, большая часть товара не проходит учета, - сказал Киясудин Адигюзелов.
Говоря о развитии конкуренции в республике, выступающие не раз подчеркивали, что развитие конкурентной среды во многом будет способствовать привлечению инвестиций и развитию бизнеса. А пока, по их мнению, конкурентная среда в Дагестане развита недостаточно. Есть серьезные пробелы и множество нерешенных вопросов, над которыми нужно еще много работать. Республика по рейтингу конкурентной среды находится на одном из последних мест в стране, но есть обнадеживающие отрасли, такие, как сельхозпроизводство, строительство, малый бизнес и сфера услуг.
Формирование конкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро- и макроуровне. Устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности Дагестана является комплексной целью, успех которой определяется реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных позиций и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием «экономики будущего».