Контрольная закупка может проводиться только тогда, когда имеются признаки преступления со стороны проверяемого субъекта.

02.04.2012

Контрольная закупка может проводиться только тогда, когда имеются признаки преступления со стороны проверяемого субъекта. Так решил суд апелляционной инстанции. Сотрудников полиции вместе с сотрудниками налоговой инспекции, или порознь производящих контрольную закупку можно вежливо посылать … в суд. Постановление Тринадцатого ААС от 21 февраля 2012 г. по делу N А56-55056/2011 подтверждает решение суда первой инстанции о том, что контрольная закупка может использоваться только для раскрытия – предотвращения преступлений. Из материалов дела следует, что прокуратурой Выборгского района совместно с сотрудниками налоговой инспекции проведена проверка соблюдения обществом законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В ходе проверки установлено, что водителем такси осуществлены наличные денежные расчеты с населением, при этом не пробит кассовый чек по контрольно-кассовой машине и не выдан проездной билет. По результатам проверки составлен акт, на основании которого прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга в отношении Общества возбуждено административное производство по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, а именно - невыдача бланка строгой отчетности (проездного билета) при осуществлении наличных денежных расчетов, Постановление о возбуждении дела направлено на рассмотрение в налоговую инспекцию, которая в свою очередь вынесла Постановление о виновности Общества и назначила наказание в виде 40 000 руб. административного штрафа. Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, общество оспорило данное постановление в арбитражном суде, и выиграла его. Судом первой инстанции установлено, что сотрудник прокуратуры лично внес плату за проезд, доказательств оплаты проезда физическими лицами, не являющимися сотрудниками инспекции или прокуратуры, не имеется. В соответствии со статьями 6, 13 закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, правом проведения которых налоговые органы не наделены. В свою очередь оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Следовательно, проверочную закупку как один из видов оперативно-розыскных мероприятий можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, что также соответствует позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О и от 14.07.1998 N 86-О. Поскольку нарушения в области применения ККТ признаков преступления не содержат, налоговые органы, в том числе совместно с сотрудниками милиции и прокуратуры, не вправе проводить проверочную закупку в целях установления факта совершения административного правонарушения, за которое установлена административная ответственность. Значит, доказательства, подтверждающие событие вмененного обществу административного правонарушения, получены налоговой инспекцией с нарушением закона, и согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ оснований для привлечения Общества к ответственности не имеется. Перед проведением контрольной закупки сотрудники полиции, прокуратуры и других ведомств должны доказать, что имеются квалифицирующие признаки преступления, то есть деяния прямо предусмотренного Особенной частью Уголовного Кодекса.
Источник: Audit-it.ru ( http://www.audit-it.ru/ )