О ходе реализации в Республике Дагестан Федерального закона
"О розничных рынках и о внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации"
(Доклад Первого Заместителя Председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства
Республики Дагестан Гаджимагомедов А.П. на заседании Правительства Республики Дагестан
15 августа 2012 года)
Уважаемые члены Правительства Республики Дагестан и приглашенные!
Розничные рынки в республике играют важную роль, обеспечивая население республики продовольственными и промышленными товарами, дают возможность местным товаропроизводителям реализовать выращенную ими сельскохозяйственную продукцию.
По данным Дагстата 47,9% всего оборота розничной торговли в республике приходится на розничные рынки и составил за январь-май 2012 года 55505,7 млн. рублей или 106,2% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Понимая значимость розничных рынков в социально-экономической жизни страны, 30.12.2006 года был принят Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым регламентирована деятельность розничных рынков. В 2007 году аналогичный закон был принят и в нашей республике.
Правительством Республики Дагестан постоянно уделяется внимание сфере деятельности розничных рынков, с 2007 года на сегодняшний день принято 16 нормативных правовых актов, касающихся розничных рынков, т.е. сфера деятельности розничных рынков обеспечена всеми правовыми актами, вытекающими из федерального закона, разработан и утвержден План организации розничных рынков на территории Республики Дагестан.
Вопрос о ходе реализации федерального закона неоднократно обсуждался на совещаниях и заседаниях в Правительстве Республики Дагестан.
В План организации розничных рынков на территории Республики Дагестан включено 88 рынков, в том числе 44 универсальных, 17 сельскохозяйственных и 27 специализированных, в городах дислоцировано 64 рынка, в районах- 24.
После принятия Федерального закона о розничных рынках Дагпредпринимательством совместно с контролирующими органами была проведена большая работа по приведению рынков в соответствие с требованиями указанного закона. В частности, в соответствии с совместным приказом Дагпредпринимательства, УФНС России по РД и МВД по РД были проведены профилактические мероприятия по выявлению и пресечению деятельности розничных рынков, не вошедших в План организации розничных рынков, а также по постановке на налоговый учет физических лиц, занимаюшихся незаконной предпринимательской деятельностью на рынках.
В рамках подготовки к сегодняшнему заседанию в целях обследования и проведения профилактических мероприятий на розничных рынках в июне месяце текущего года была сформирована межведомственная рабочая группа из числа специалистов Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, Министерства сельского хозяйства РД, Управления Роспотребнадзора по РД, УФНС РФ по РД, МВД по Республике Дагестан, Дагпотребсоюза, Ростехнадзора по РД, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, Министерства земельных и имущественных отношений РД, Комитета по ветеринарии РД.
Такие же мероприятия по отдельности были проведены и контролирующими органами по Республике Дагестан.
Проведенные обследования выявили, что несмотря на принимаемые меры, в работе по организации деятельности розничных рынков продолжают иметь место существенные недостатки.
По информации Главного управления МЧС России по Республике Дагестан большинство рынков республики эксплуатируются с нарушением правил пожарной безопасности, не обеспечены условия для безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара и иных чрезвычайных ситуаций, только 23 рынка имеют паспорта безопасности. В наиболее пожароопасном состоянии находятся такие рынки г. Махачкалы, как универсальный рынок по пр. Гамидова, 49 (Дагэлектромаш), ООО «Караван» по ул. Ирчи Казака, 41 (Восточный рынок), ООО «Рынок № 7» по пр. Акушинского,100.
Особую тревогу вызывает противопожарное состояние розничных рынков города Хасавюрта, в том числе по ул. Тотурбиева, 146; ул. Махачкалинское шоссе, 2; рынок ООО «Олимпийский» по ул. Махачкалинское шоссе, 1 и другие. Не лучшее противопожарное состояние имеют универсальный рынок г. Избербаш по ул. Докучаева,1, Дербентский универсальный рынок по ул. Сальмана, 3, универсальный рынок в г. Буйнакск по ул. Шамиля, 44 и другие.
Управлением Роспотребнадзора по РД в ходе проведения внеплановых проверок были выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части обеспечения условий энерго-, тепло и водоснабжения, проведения санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, организации и осуществления деятельности по продаже товаров на рынках, не предусмотренных схемой размещения торговых мест и без оформления карточек продавца, продажи скоропортящихся продуктов без соблюдения условий и сроков хранения.
В 2011 году в отношении управляющих рынками компаний вынесено 61 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 544,0 тысяч рублей.
Имеются случаи нарушения на розничных рынках миграционного законодательства. В ходе проверок, проведенных на розничных рынках сотрудниками Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан выявлено 164 административных правонарушения в сфере миграции, в том числе нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в Российской Федерации - 59 случаев, незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации – 25 случаев, незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства -25 случаев. За различные нарушения в сфере миграционного законодательства наложено административных штрафов на сумму 332,0 тыс. рублей.
Министерством внутренних дел по Республике Дагестан в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий проверено более 7 тысяч физических лиц, торгующих на розничных рынках, дополнительно поставлено на налоговый учет 3680 лиц, в том числе в городах Махачкале – 1400, Хасавюрте – 1350, Дербенте – 673, Буйнакске – 100, Кизилюрте - 40, Даг.Огни – 10 и Избербаше – 7 лиц.
В отношении 537 граждан, осуществляющих деятельность без постановки на учет в налоговом органе, торговлю в неустановленных местах и различные нарушения правил торговли приняты меры в административном порядке, три руководителя рынков, не обеспечивших приведение рынков в соответствие с Федеральным законом решением суда привлечено к административной ответственности.
В ходе рейдовых мероприятий, проведенных мобильными группами, созданными Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на розничных рынках городов и районов республики на 20.07.2012г выявлены 2168 физических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах, принятыми мерами на налоговый учет поставлено -1161 физическое лицо, в виде налогов и сборов дополнительно перечислено в бюджет 3,7млн. рублей.
По информации Комитета по ветеринарии РД большинство розничных рынков не имеют лабораторий для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животного и растительного происхождения, оборудования для утилизации ветеринарных конфискатов. Лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы размещены только на 38 (43 проц.) рынках.
По информации Межрегионального технологического управления Ростехнадзора 21,6 проц. розничных рынков соответствуют требованиям электробезопасности.
Необходимо констатировать и тот факт, что администрациями муниципальных районов и городских округов не уделяется должного внимания вопросам упорядочения розничных рынков. Хотя законом Республики Дагестан от 27.05.2007 года № 20 «Об организации розничных рынков в Республике Дагестан» определено, что к полномочиям администраций муниципальных районов и городских округов относится представление информации о разрешениях, выданных на право организации рынков в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан для формирования и ведения соответствующего реестра розничных рынков, не всегда эта информация представляется в Дагпредпринимательство.
Создается впечатление, что некоторые из них вовсе не владеют ситуацией в сфере деятельности рынков на территориях своих муниципальных образований.
К примеру, администрация Ногайского района представляет информацию, что в районе нет рынков, когда в План организации включено 3 рынка, г. Кизляр дает информацию по 4-м рынкам, а в Плане - 8 рынков, г. Дербент – по 3 рынкам вместо 9-ти рынков, включенных в План.
До настоящего времени на розничных рынках продолжает незаконно заниматься торговлей большое количество граждан. Этому во многом способствуют руководители управляющих рынками компаний, разрешающие торговать гражданам, не имеющим свидетельств о регистрации в налоговых органах или соответствующих справок, подтверждающих ведение ими крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством.
Администрациями муниципальных районов и городских округов не в полной мере реализуются полномочия, предусмотренные статьей 4 Закона Республики Дагестан от 31.05.2007 года № 20 «Об организации розничных рынков в Республике Дагестан», в том числе осуществление контроля за соблюдением законодательства в области организации рынка, за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), по установлению количества торговых мест на сельскохозяйственном и универсальных рынках для осуществления деятельности по продаже товаров сельхозтоваропроизводителями, по выдаче разрешений на право организации рынка.
В этой связи, нам видится, что необходимо повысить ответственность глав муниципальных образований за состояние розничных рынков, действующих на их территориях, в том числе и в части отзыва разрешения на право организации рынка и приостановления деятельности рынков, не соответствующих требованиям законодательства, и в части установления и соблюдения количества торговых мест на сельскохозяйственном рынке, предоставляемых для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями, а также количества торговых мест на универсальном рынке для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона о розничных рынках с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на универсальных розничных рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Однако из 44 универсальных рынков, вошедших в План, на 1 августа 2012 года только 21 рынок (48%), размещен в капитальных зданиях, строениях, сооружениях. Основными причинами, препятствующими переводу рынков в капитальные здания, являются невозможность соблюдения нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 г. № 14 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования», а также отсутствие у управляющих рынками компаний достаточных материальных ресурсов для реконструкции или капитального строительства. Из-за невозможности соблюдения указанной нормы Федерального закона, идет процесс закрытия некоторых рынков и перевода их в другие форматы торговли.
Необходимо отметить, что такая же тенденция наблюдается и в целом по Российской Федерации.
Как отметил глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, «в результате реализации требований федерального закона в нынешней редакции, более 43 тыс. районных рынков, рынков малых городов, на которых в сезон массового поступления урожая реализуется более 50% производимой сельхозпродукции, могут прекратить свою деятельность. Десятки тысяч граждан потеряют работу, фермерским хозяйствам негде будет реализовать свою продукцию. К тому же, при переводе сельскохозяйственных рынков в капитальные помещения, резко возрастут сборы за торговое место, а в результате и цены на сельхозпродукцию».
Мы тоже полагаем, что негативные последствия закрытия части рынков из-за невозможности их перевода в капитальные здания будут испытывать и представители малого и среднего бизнеса нашей республики, которые потеряют один из основных способов сбыта производимой ими продукции.
26 июня текущего года группой депутатов от Единой России был внесен в Государственную Думу, а Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект (№100541-6, дата рег. 26.06.2012) о сроках и порядке перехода деятельности розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания.
Данным законопроектом предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по определению срока начала использования капитальных зданий для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. Мы надеемся, что такой закон будет принят.
В результате недостаточных мер, принимаемых администрациями поселений, десятки рынков в районах носят стихийный характер, не определен их статус.
В какой-то степени, проблему реализации продукции местных товаропроизводителей призваны решать проводимые в городах и районах республики ярмарки.
По информации администраций муниципальных образований на 1.07.2012 г. в республике функционирует 44 ярмарки, имеющие временный характер, т.е. работающие в основном один день в неделю, из них 42 действуют в районах. В то же время, организация деятельности многих из них не отвечает требованиям, предъявляемым постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 июля 2007 г. № 178 "О порядке организации деятельности ярмарок на территории Республики Дагестан».
Несмотря на принимаемые меры, продолжают иметь место существенные недостатки в организации деятельности розничных рынков.
Учитывая какое социальное значение имеют рынки для населения нашей республики в обеспечении товарами, рабочими местами, а также в реализации сельхозпродукции, всем заинтересованным министерствам и ведомствам, в особенности главам муниципальных образований необходимо более ответственно относиться к вопросам организации деятельности рынков и продолжить работу по их приведению в соответствие требованиям Федерального закона о розничных рынках и принятых нормативных правовых актов Республики Дагестан.