УФАС: «Авиалинии Дагестана» ограничили доступ другим туроператорам для полетов в Турцию

07.07.2011

«Авиалинии Дагестана» в нарушение закона заключили договор с фирмой «Сириус», монополизировавшей продажу билетов на рейс в Стамбул, говорится в предписании Дагестанского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Цена билетов в этом направлении возросла более чем на 30%.

УФАС признало ОАО «Авиалинии Дагестана» нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдало указанному обществу предписание исправить ситуацию.

"В УФАС с жалобой на действия «Авиалиний Дагестана» по факту заключения договора на предоставление блока мест (в количестве 139 единиц, что составляет более 80% провозной емкости воздушного судна) для перевозки пассажиров на регулярном рейсе по маршруту Махачкала-Стамбул-Махачкала с фирмой «Сириус» обратились туристические компании «Круиз» и «Изумруд», - сообщила корреспонденту «Кавказского узла» пресс-секретарь ведомства Милана Рамазанова,

«Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу о том, что согласно заключенному договору, ООО «Сириус» получает возможность в одностороннем порядке реализовывать авиабилеты на рейсы по вышеуказанному маршруту и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке (маршрут Махачкала-Стамбул-Махачкала), чем ограничивает доступ на указанный маршрут другим хозяйствующим субъектам – туроператорам. Данные действия противоречат требованиям ст. 10 и ч. 1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», создавая препятствия для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам», - сообщила Милана Рамазанова.

«Указанными действиями ущемляются не только права и интересы туроператоров, но и граждан, желающих воспользоваться этим рейсом для служебных командировок или для поездки на отдых, так как в других кассах и агентствах на данный рейс билеты не реализуются. Таким образом, всех желающих приобрести билет на регулярный рейс вынуждают обращаться в ООО «Сириус»», - сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в антимонопольной службе.

"После того, как все права на продажу авиабилетов в Стамбул были переданы фирме «Сириус», цена билета поднялась с 12 до 16 тысяч рублей в оба конца", - рассказала «Кавказскому узлу» жительница Махачкалы Амина.

«Я часто летаю в Турцию к родственникам, до Нового года билет стоил 12 тысяч рублей, сейчас 16 тысяч. Причем в обычных кассах билет не купить, надо обращаться только в фирму «Сириус». Для чего это делается? Только не в интересах людей, а для наживы», - говорит Амина.

Бизнесмен Мурад также недоволен новыми порядками. «У меня совместный бизнес с турками, часто приходится летать в Стамбул. Я теперь не могу пойти в кассы и купить билет, надо идти в какую-то турфирму, оформлять договор. Еще и билет стал дороже на 4 тысячи, и никто ничего не объясняет», - говорит Мурад.

Отметим, что в последнее время «Авиалинии Дагестана» становятся в центре внимания различных инцидентов. Один из последних описал в своем блоге Аркадий Ганиев – один из основателей и сопредседателей первого в Дагестане демократического политического движения "Перестройка", автор и соавтор ряда инициативных проектов реформирования конституционного устройства и избирательного законодательства Республики Дагестан.

"Около десятка пассажиров авиарейса 356 Москва (Домодедово) - Махачкала, отправившегося 1 июля, в 21:25, остались в аэропорту с билетами на руках", - пишет Аркадий Ганиев,

По словам блогера, регистрация пассажиров рейса шла в одну стойку, в которой регистрировалось еще одновременно несколько рейсов, была создана огромная очередь (при том, что рядом были стойки с 1-2 пассажирами, но там рейс на Махачкалу не регистрировался).

"Естественно, ко времени окончания срока регистрации не все успели её пройти. Тут объявили, что самолет заполнен и регистрация прекращается (очень интересно, как он заполнился, если люди с билетами еще у стойки регистрации!?). Я неоднократно сталкивался с такой практикой дагестанских авиалиний: при регистрации рейсов, на которые есть повышенный спрос и дефицит билетов, искусственно организуется сутолока при регистрации и таким образом отсеивают "лишних" пассажиров, чтобы была возможность продать "горячие" билеты втридорога", - сообщает Ганиев.

"Представитель "Авиалиний Дагестана" Валерий Двойников, к которому обратились пассажиры, сказал без тени смущения: "Я думаю, что вы опоздали на рейс" и ушёл. Верх сервиса!!!! Кто-то из "отсеянных" пассажиров обратился в милицию в аэропорту. Правильно. "Авиалинии Дагестана" в полном составе - под суд!», - пишет блогер.

Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» работник пресс-службы «Авиалиний Дагестана» Алексей Гаджиев, он не владеет информацией по данному вопросу, пояснив, что компания в последнее время предпринимает дополнительные меры для облегчения приобретения авиабилетов пассажирами. В частности, устанавливаются терминалы для продажи билетов.

Руководитель юридического отдела «Авиалиний Дагестана» Алил Рамазанов оказался недоступен для комментариев.

Как сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в дагестанском УФАС, 16 июня 2011 года ОАО «Авиалинии Дагестана» объявило об исполнении постановления дагестанского УФАС и уплате штрафа в размере 865 600 рублей.

Однако это не первый случай, когда антимонопольная служба штрафует "Авиалинии Дагестана" за нарушение законодательства. В 2008 году, в ходе проведения расследования было установлено, что ОАО "Авиалинии Дагестана" нарушает требования законодательства по установлению предельного 20-процентного уровня рентабельности для перевозки пассажиров воздушным транспортом.

В 2006 году комиссия дагестанского УФАС России установила, что "Авиалинии Дагестана" в одностороннем порядке аннулировали все договорные отношения с ООО "Сириус" и отказалось выделять самолет для выполнения чартерных рейсов. При заключении договора с другими авиакомпаниями России, "Авиалинии Дагестана" также препятствовали выполнению чартерных рейсов, отмечают в управлении.

Кроме этого, антимонопольная служба, по данным УФАС, выявила и другие нарушения закона со стороны "Авиалиний Дагестана", в частности, предприятие необоснованно препятствовало другим агентствам в осуществлении хозяйственной деятельности в части реализации авиабилетов путем отключения пультов от центра бронирования и продажи авиабилетов.

Отметим, что в настоящее время идет процесс передачи акций компании «Авиалинии Дагестана» в собственность республики.

Как сообщал «Кавказский узел», во время визита в Махачкалу директор компании «Нафта-Москва» Олег Липатов рассказал о ходе приватизации важнейших транспортных объектов Дагестана — махачкалинского аэропорта и морского торгового порта.

«Что касается компании «Авиалинии Дагестана», идет процесс передачи акций в собственность республики, в течение месяца ожидается принятие такого решения. Английские архитекторы посещали аэропорт Махачкалы и определились с необходимыми направлениями в развитии данного транспортного объекта с учетом дальнейшего развития рекреационного комплекса всего побережья Каспия», - сказал Олег Липатов.

В ходе переговоров между президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым с председателем совета директоров ООО "Нафта-Москва" Олегом Липатовым достигнута договоренность о том, что "Нафта-Москва", принадлежащая Сулейману Керимову, инвестирует средства в морской порт и аэропорт Махачкалы.

Напомним также, что Росимущество РФ планировало провести 17 февраля 2011 года открытый аукцион по продаже 100% уставного капитала ОАО "Авиалинии Дагестана". Начальная цена лота составляла 790 млн рублей. Однако по причине отсутствия заявок сделка не состоялась.