Бизнес-модели систем управления

СТРУКТУРА И ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Бизнес-модель включает 4 группы бизнес-моделей в соответствии с основными системами управления:

  • Стратегическое управление, Формализация элементов стратегического управления: 
    • Модель стратегий.Описывает основные стратегии бизнеса и их характеристики. Основные элементы бизнес-моделей управления стратегией бизнеса: Стратегия; Бизнес-направление; Стратегическая цель; Показатель.Выделяют различные виды стратегий: продуктовые, клиентские, функциональные, финансовые и т. д. 
    • Модель бизнес-направлений; Стратегическое направление бизнеса, которое выделено в соответствии типами клиентов, продуктов (товары, работы, услуги) или рынков и приносит значительную прибыль.
    • Модель стратегических целей; Описывает структуру и характеристики стратегических целей. Цель — это желаемое будущее состояние бизнеса, которое может быть достигнуто при выполнении выделенного состава бизнес-процессов и проектов с учетом критических факторов успеха. Стратегические цели рекомендуется группировать, например по перспективам системы сбалансированных показателей (BSC): Финансы, Клиенты, Процессы, Персонал, Развитие.
      • Финансы
        • Повышение капитализации
        • Повышение финансовой устойчивости
        • Повышение эффективности управления финансами
        • Привлечение инвестиций
        • Рост прибыли и оборота
      • Клиенты
        • Оптимизация линейки продуктов и услуг
        • Повышение известности и репутации
        • Повышение комплексности обслуживания
        • Повышение качества продктов и сервиса
        • Повышение удовлетворенности клиентов
        • Привлечение и удержание клиентов
        • Увеличение доли рынка и количества клиентов
      • Процессы
        • Автоматизация ключевых бизнес-процессов
        • Описание и автоматизация бизнес-процессов
        • Разработка бизнес-процессов для новых направлений 
    • Модель показателей KPI. Описывает структуру и характеристики показателей (KPI). Показатели могут разрабатываться, как в рамках системы сбалансированных показателей (BSC), так и в рамках других задач. Например, для оценки результативности отдельных бизнес-процессов (операционные показатели), для оценки достижения отдельных стратегических целей.
      • Финансы
        • Индекс финансовой устойчивости
        • Индекс эффективности управления
        • Капитал компании
        • Место в рейтинге отраслевого бизнеса
        • Объем инвестиций
        • Прибыль и убытки
      • Процессы
        • Доля формализованных процессов
        • Индекс выполнения задач
        • Количество автоматизированных бизнес-процессов
        • Эффективность внутренних процессов
    • Модель проектов / стратегических инициатив. Предназначена для систематизации управления проектами. Проект — это деятельность, выполняемая однократно и ограниченная во времени (в отличии от бизнес-процесса) и направленная на достижение определенного результата. Проекты могут способствовать достижению стратегических целей — в таких случаях между ними устанавливается и отслеживается связь (проекция). Все проекты рекомендуется группировать по перспективам BSC в соответствии с целями, либо по другим критериям. Для каждого проекта могут задаваться различные параметры: владелец, ресурсы, сроки, ключевые этапы, контрольные точки и т. д.
    • Стратегическая / счетная карта BSC. Предназначена для визуализации стратегических целей и причинно-следственные связей между ними, а также другой необходимой информации. В соответствии с уровнями стратегических целей выделяют разные уровни стратегических карт: компания, департаменты, филиалы, магазины.
  • Управление бизнес-процессами, Бизнес-модели данной группы формализуют бизнес-процессы, все, что в них циркулирует (документы, материальные потоки и т. д.) и все, что с ними связано (структурные звенья, показатели и т. д.). Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (подпроцессов), преобразующих входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
    • Основные элементы бизнес-моделей данной группы:
      • Процесс / функция;
      • Событие;
      • Связь (стрелка);
      • Операторы (условие, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ);
      • Потоки (входы-выходы);
      • Ссылки (внешние, междиаграммные);
      • Операционные ресурсы.
    • Модель (дерево) бизнес-процессов. Бизнес-модель включает дерево всех бизнес-процессов до уровня функций, выполняемых сотрудниками, схемы бизнес-процессов верхнего и среднего уровня в нотации IDEF0, нижнего уровня — в нотации Cross Functional Flowchart.
      • Основные бизнес-процессы
        • Производство
        • Обслуживание
        • Продажи
      • Обеспечивающие бизнес-процессы
        • ИТ-обеспечение и связь
        • Юридическое обеспечение
        • Административно-хозяйственное
        • Безопасность
        • Документооборот
      • Управляющие бизнес-процессы
        • Управление финансами
        • Управление персоналом
        • Управление маркетингом
        • Управление рисками
        • Управление развитием
        • Управление активами
        • Управление качеством
    • Матрица (сеть) бизнес-процессов. Представляет собой графический / табличный аналог дерева бизнес-процессов с указанием общих связей между процессами.
    • Модель окружения бизнес-процесса. Описывает границы процесса (входы-выходы, события начала-завершения) и атрибуты процесса (автоматизирующие его информационные системы, показатели, владелец, исполнители и многое другое). 
    • Модель бизнес-процесса (технологическая карта). Детальное описание бизнес-процесса, описание его бизнес-логики. Модель может быть выполнена в различных нотациях, которые рекомендуется использовать на разных уровнях дерева бизнес-процессов.
  • Управление персоналом и оргструктурой, Формализуют организационную структуру бизнеса, бизнес-процессы управления персоналом, правила подчинения подразделений и должностей, делегирование полномочий, распределение ответственности и функций структурных звеньев в бизнес-процессах, компетенции и характеристики структурных звеньев. Основные элементы бизнес-моделей данной группы: Подразделение; Должность; Бизнес-роль.
    • Модель организационной структуры. Организационная структура — наиболее легко поддается моделированию, так как она в большинстве случаев четко определена в виде штатного расписания и нормативных документов службы персонала. Модель строится иерархически, от верхнего уровня к нижнему: топ-менеджмент, блоки (при наличии), департаменты, управления, отделы, должности. Существуют различные виды организационные структур: процессные, функциональные, линейные, матричные и др.
    • Модель территориальной структуры. Данная бизнес-модель строится по аналогии с организационной структурой и включает следующие элементы: представительство, филиал, дополнительный офис. Позволяет визуализировать структуру и подчинение всех территориальных подразделений. 
    • Модель бизнес-ролей. Бизнес-роли предназначены для случаев, когда организационной структуры не достаточно для решения задач бизнес-моделирования. В параметрах каждой бизнес-роли указываются структурные единицы из оргструктуры, которые входят в бизнес-роль.
    • Модель Матрица распределения ответственности. Данная бизнес-модель представляет собой таблицу, где по строкам указаны бизнес-процессы, по столбцам структурные звенья, а на пересечении строк и столбцов стоят условные обозначения: О — ответственный (владелец), И — исполнитель. Могут быть и другие обозначения.
    • Модель компетенций и полномочий. Совокупность бизнес-моделей, которые задают описание знаний, прав и полномочий, требований и другой информации, которая в дальнейшем привязывается к должностям и процессам: Карты знаний (Knowledge map), Карты полномочий (Authority map).
  • Управление качеством. Бизнес-модели данной группы формализуют стандарты, требования, показатели, записи, результаты аудитов и другие материалы, которые используются при управлении качеством: Стандарт / требование; Показатель качества; Фактор (проблема / отклонение / причина).
    • Модель (дерево) стандартов и требований. Официальные тексты стандартов серии ISO 9000 и других необходимых стандартов, сгруппированные по разделам в виде иерархического списка.
    • Модель показателей качества. Показатели качества служат для привязки к бизнес-процессам и оценки их качества в рамках системы менеджмента качества.
    • Модель проблем / отклонений. Выполняется в нотации (диаграмма причин-следствий). Она предназначена для выявления и анализа проблем / отклонений / причин и поиска путей решения в различных элементах управления: бизнес-процессы, продукты и услуги, реализация стратегии и др. Для выявления и анализа проблем / отклонений / причин выбирается один проблемный показатель, либо проблемный аспект деятельности. Затем определяются основные группы факторов, влияющих на данный показатель. Далее по каждой группе факторов определяются конкретные факторы.
  • Объекты деятельности и ресурсы. Бизнес-модели данной группы формализуют объекты деятельности и ресурсы, которые используются в других группах бизнес-моделей и при решении различных задач бизнеса (организация документооборота, автоматизация, инвентаризация и т. д.).  Основные элементы бизнес-моделей данной группы: Документ (или информационный поток); Информационная система (программный продут, модуль); Материальный ресурс (или материальны поток); Операционный ресурс.
    • Модель библиотеки документов. Систематизируются все документы (нормативные документы, формы документов, тарифы, информационные письма др.), организовать к ним единый доступ сотрудников с разграничением прав. Строится модель статусов документов: в разработке, на согласовании, утвержден, отменен, сдан в архив и т. д.
      • Документы по бизнес-процессам (формы). Формы документов, циркулирующие во всех бизнес-процессах;
      • Информационные и материальные потоки по всем бизнес-процессам;
      • Документы методические. Методики, порядки, правила, используемые в бизнес-процессах;
      • Документы по продуктам и услугам. Тарифы, программы, условия предоставления продуктов;
      • Положения и инструкции ЦБ. Список нормативных отраслевых документов, регламентирующих выполнение бизнес-процессов;
      • Документы СМК. Дерево документов, которые используются в обязательных процедурах СМК и СМК в целом.
    • Модель информационных систем и баз данных. Позволяет структуризировать все информационные системы (программные продукты и приложения, операционные системы и др.) и базы данных. Модель информационных систем может детализироваться до модулей, ИТ-функций с привязкой экранных форм, ссылок на базы данных. Семейство данных бизнес-моделей (и связанных с ними) называется системной архитектурой.
      • Информационнаые системы
        • Банковская система
          • Ядро
          • Модуль "банковские переводы"
          • Модуль "Эквайринг"
          • Модуль "Расчетно-кассовое обслуживание"
          • Модуль "Инкассация"
        • Система CRM
        • Система бизнес-моделирования
        • Система документооборота
        • Система управления веб-порталом
        • Справочно-информационная система
    • Модель материальных ресурсов. Описание иерархически упорядоченных ресурсов, различных параметров и классификации (например, по бизнес-процессам, по типам ресурсов и т. п.).
    • Модель операционных ресурсов. Данная бизнес-модель объединяет в себя семейство следующих моделей:
      • Модель аппаратных ресурсов (компьютер, сервер, принтер и т. д.);
      • Модель локальной вычислительной сети (ЛВС) и телекоммуникаций;
      • Модель хозяйственных ресурсов;Модель транспортных ресурсов;
      • Карты помещений (схемы расположения мебели, бытовых объектов и т. д.);
      • Карты средств безопасности и технической защиты (количество, типы и расположение камер наблюдения, средств контроля доступа СКД и т. д.);
      • Модель технологического оборудования;
      • И многое другое.

Автоматизация разработки и внедрения Бизнес-модели

Для работы с бизнес-моделями предназначены специальные программные продукты класса «Бизнес-моделирование»: «Business Studio», «ARIS», «Бизнес-Инженер», «AllFusion Process Modeler», «IBM WebSphere Business Modeler», «QPR Collaborative Suite» и др.

Перечислим основные функции по работе с бизнес-моделями, которые автоматизируют данные программные продукты.

  • Разработка бизнес-моделей с нуля;
  • Актуализация существующих бизнес-моделей;
  • Анализ и оптимизация бизнес-моделей;
  • Интеграция (установление взаимосвязей) бизнес-моделей. Одна из важнейших функций, которая позволяет создать систему взаимосвязанных бизнес-моделей и автоматизированно синхронизировать их;
  • Формирование регламентирующих документов по бизнес-моделям;
  • Доведение бизнес-моделей и регламентирующих документов до сотрудников. Например, автоматизированная публикация бизнес-моделей в веб-сайте, либо создание Бизнес-Навигатора.

Во многих программных продуктах есть еще одна важная функция, которая относится к мета-уровню разработки бизнес-моделей, а именно функция разработки типов / шаблонов бизнес-моделей или конфигуратор бизнес-моделей. Данная функция полезна в случаях, когда необходимо:

  • Создать новый тип бизнес-модели, которого нет в стандартной библиотеке бизнес-моделей;
  • Изменить фигуры объектов или набор параметров объектов существующих бизнес-моделей;
  • Изменить типы связей между объектами.

В каждой группе находятся различные бизнес-модели по конкретным аспектам, соответствующим группе — системе управления. 5-я группа «Объекты деятельности и ресурсы» является составной из различных вспомогательных бизнес-моделей.