Транспортно-логистическая инфраструктура

Успешное экономическое развитие любого региона и обеспечение его интеграции в глобальную экономику невозможно представить без развитой системы транспортных коммуникаций. Для Дагестана, находящегося на стыке международного транспортного коридора «Север–Юг», это условие имеет особое значение.
 
К тому же современная транспортная система республики способна дать толчок развитию транспортного комплекса всего Северо-Кавказского округа, а также благоприятствовать расширению внешнеэкономических связей России со странами Ближнего и Дальнего зарубежья. В этой связи развитие Махачкалинского транспортного узла является актуальным и стратегически значимым не только для Дагестана и СКФО, но и для всей Российской Федерации в целом.
 

Железнодорожный транспорт

Взаимодействие и сотрудничество между Дагестаном и ОАО «РЖД» осуществляется в рамках подписанного Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2019–2024 годы. Разработан и план мероприятий по его реализации. Основное направление сотрудничества — повышение уровня транспортной обеспеченности Республики Дагестан, удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов.
 
Железнодорожный транспорт республики представлен Махачкалинским территориальным управлением Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Дагестане составляет 509 км, или 8,1% от всей длины путей Северо-Кавказской железной дороги.
 
Основные виды грузов, перевозимых по территории региона, это нефтепродукты, лес и строительные материалы. Объем перевезенных грузов по итогам 2020 года составил 2 021,1 тыс. т (+19% к 2019 году). Курсируют пассажирские поезда дальнего следования (АО «Федеральная пассажирская компания»): Махачкала — Москва, Махачкала — Санкт-Петербург, Махачкала — Дербент, Махачкала — Тюмень. До введения ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, перевозки осуществлялись и по международным маршрутам: Ростов — Баку, Харьков — Баку, Москва — Баку.
 
Совместными усилиями руководства Дагестана и структурных подразделений ОАО «РЖД» с 2018 года проведено частичное обновление подвижного состава поездов дальнего следования. В вагонный участок «Махачкала» в период 2016–2018 годов было передано 63 вагона: 32 плацкартных и 31 купейный 2003–2008 годов постройки, прошедших плановый ремонт. Вагоны оборудованы кондиционерами и экологически чистыми туалетными комплексами. Еще 53 вагона передано за последний год, они также прошли капитально-восстановительный ремонт. Частично обновлен и вагонный парк пригородного сообщения: из 5 составов заменено 3.
 
Ограничительные меры в период пандемии затронули и сферу железнодорожных перевозок в республике, что повлекло отмену трех поездов международного значения, а также значительное сокращение периодичности и составности в поездах дальнего следования по территории Российской Федерации. По итогам 2020 года перевезено 432 тыс. пассажиров, а это всего 60% по сравнению с 2019 годом.
Перевозки в пригородном сообщении осуществляет АО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» по трем маршрутам: Хасавюрт — Махачкала — 2 пары; Махачкала — Дербент — 2 пары; Дербент — граница Азербайджана — 3 пары. Чтобы услуги пригородного железнодорожного транспорта для населения республики были доступными, перевозки осуществляются по регулируемым социально ориентированным тарифам, которые, к слову, одни из самых низких в Российской Федерации.
 
Показатели работы пригородных поездов продемонстрировали значительное увеличение, и в этом плане Дагестан является одним из лидеров среди всех субъектов СКФО. По итогам 2019 года количество пассажиров выросло на 43% в сравнении с 2018 годом и составило 801 607 человек, пассажирооборот увеличился на 56%. Положительная динамика сохранилась и в 2020 году.
 
Стратегическим направлением развития железнодорожной инфраструктуры на территории Дагестана является увеличение пропускной способности железнодорожного пункта пропуска на государственной границе с Азербайджанской Республикой. С учетом перспектив открытия участка международного транспортного коридора «Север–Юг» Решт — Астара на Азербайджано-Иранской границе пограничные переходы Самур — Ялама и Решт — Астара будут служить связующим звеном для железных дорог России, Азербайджана и Ирана. Тем самым существенно увеличится транзитный грузопоток на железнодорожных маршрутах, проходящих по территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
 
Стоит отметить, что ключевыми направлениями развития межгосударственного железнодорожного сообщения являются: развитие мультимодального маршрута Индия — Иран — Азербайджан — Россия в целях организации на регулярной основе перевозок грузов, включая контейнерные; проработка условий для реализации проекта строительства и эксплуатации железнодорожной линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан), являющейся частью западной ветви МТК «Север–Юг».
 
Но не обошлось и без сложностей. Одним из сдерживающих факторов реализации российско-иранского партнерства в области железнодорожного транспорта и логистики может служить низкая пропускная способность железнодорожного пункта пропуска «Дербент» — до 3 пар пассажирских и 10 пар грузовых поездов. Необходимо выполнить работы по обустройству пограничного перехода станции «Дербент» со строительством станции «Самур II» в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и увеличить пропускную способность пункта пропуска до 22 пар поездов в сутки.
 
Северо-Кавказской железной дорогой подготовлены обосновывающие материалы по проекту «Развитие железнодорожного пункта пропуска «Дербент» Северо-Кавказской железной дороги». Реализация проекта направлена на обеспечение гарантированного пропуска грузовых перевозок железнодорожным транспортом через сухопутный пограничный переход Самур — Ялама в объеме до 7,2 млн т к 2025 году.
 
Стоит подчеркнуть, что создание необходимой инфраструктуры позволит сократить время обработки прибывающих/убывающих поездов на территории Российской Федерации, тем самым увеличить пропускную способность данного железнодорожного участка. Подобный вариант позволит обеспечить прогнозируемый объем перевозок при возможности дальнейшего развития станции с учетом перспективы организации маршрутов по участку международного транспортного коридора «Север–Юг».
 

Воздушный транспорт

Международный аэропорт «Махачкала» — самый южный аэропорт России. Его пропускная способность на внутренних рейсах составляет 200 пассажиров в час, на международных — 60. По количеству обслуженных пассажиров он занимает 2-е место среди аэропортов Северо-Кавказского федерального округа.
 
В данное время из аэропорта «Махачкала» осуществляются авиаперевозки по направлениям: Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Новый Уренгой, Сочи, Уфа, Нижневартовск, Минводы, Новосибирск. До введения ограничительных мер, связанных с распространением CОVID-19, через аэропорт выполнялись и международные авиаперевозки: в Республику Казахстан, Турецкую Республику, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию.
 
В 2014 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» проведены работы первого этапа реконструкции аэропорта (2,15 млрд рублей). В рамках проекта выполнены: реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, перрона на 8 мест стоянок, замена светосигнального оборудования и другие работы. Реконструкция объектов аэропорта позволила снять многие ограничения по приему современных типов воздушных судов, повысить уровень безопасности полетов, расширить маршрутную сеть и привлечь на рынок новых авиаперевозчиков.
 
Одна из главных задач развития воздушного транспорта — привлечение на дагестанский рынок авиаперевозок российских и зарубежных авиакомпаний, гарантирующих надежное авиасообщение республики с другими регионами, оптимально сочетающих цену и качество авиаперевозок.
Отрасль демонстрирует значительные успехи. В 2019 году обслужено рекордное количество пассажиров — 1,5 млн человек. В связи с запретом международного авиасообщения в 2020 году этот показатель составил 1,4 млн человек.
 
В рамках реализации инвестиционного проекта «Аэровокзальный комплекс аэропорта «Махачкала» (2,8 млрд рублей) в 2016 году начато строительство терминала международных авиалиний. Строящийся терминал расположится на площади более 8 тыс. кв. м, а его пропускная способность составит 190 человек в час. Строительство терминала осуществляется за счет средств частного инвестора. Завершение объекта и ввод в эксплуатацию планируется в первом полугодии 2021 года. Новый терминал аэропорта «Махачкала», отвечающий всем международным стандартам качества авиаперевозок, послужит дальнейшему расширению сотрудничества и взаимодействия между Россией и другими странами, станет перспективным транспортным узлом, способным в будущем развивать международную торговлю и туризм, и способствовать экономическому росту Дагестана.
Кроме того, проектом предусмотрено строительство нового воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. При этом будет осуществлена схема, позволяющая одновременно обслуживать пассажиров как на вылет, так и на прилет.
 
В данное время прорабатывается вопрос включения мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (транспортная часть):
  1. строительство новой бетонной ИВПП размером 3 200 м  60 м, PCN не ниже 70 с переносом существующего периметрового ограждения, патрульной дороги и выполнением земельных и кадастровых работ;
  2. расширение перрона с увеличением мест стоянок до 20;
  3. установка светосигнального оборудования с обоих курсов посадки не ниже III А;
  4. устройство ВДС вдоль новой ИВПП и РД с очистными сооружениями;
  5. замена светосигнального оборудования, реконструкция существующих РД-А, РД-С (усиление, завершение строительства РД-С);
  6. строительство двух соединительных РД;
  7. строительство основной и стартовой аварийно-спасательных станций;
  8. строительство линий электропередачи (2 фидера ЛЭП/10 кВ) от ПС330 Махачкала до аэропорта.
Общий объем финансирования составляет 7,2 млрд рублей.
 

Морской транспорт

АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России. Режим работы порта круглосуточный, круглогодичный, в отличие от других российских портов он не замерзает зимой, поэтому потенциал его огромен.
 
Мощность сухогрузной гавани ММТП, включающей в себя перегрузочный комплекс, составляет 3 млн т грузооборота в год, с причалами для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн т в год, железнодорожным и автопаромным терминалом мощностью 1,3 млн т, зерновым терминалом мощностью 0,5 млн т в год.
Нефтеналивная гавань порта мощностью 7,9 млн т в год с причалами, оснащенными современным технологическим оборудованием, для приема танкеров грузоподъемностью 13 тыс. т.
 
 
Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн т грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс. куб. м единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку — Новороссийск, с пропускной способностью 5 млн т нефти в год.
 
Через Дагестан проходит большая часть грузопотока Каспийского региона. Около 55% грузов проходит через порт «Махачкала». При этом 87% грузов, проходящих через порт, составляет сырая нефть, остальные 13% — зерно (10% грузов) и тарно-штучные и лесные грузы (3%).
 
Важным направлением развития Махачкалинского морского торгового порта является ускорение прохождения таможенных процедур. На территории порта Махачкалы завершается строительство нового морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общая площадь пограничного пункта пропуска составляет порядка 6 700 кв. м. Современное оборудование позволит сканировать грузы, не выгружая товар, при этом скорость прохождения грузов значительно возрастет.
 
На сегодняшний день одним из основных направлений перевалки грузов через Махачкалинский порт являются порты Исламской Республики Иран. Взаимодействие между АО «Махачкалинский морской торговый порт» и иранскими портами (Астара, Энзели, Ноушехр, Амирабад и Феридункенар) в последние годы находится на достаточно высоком уровне. Осуществляется оно по линии рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта российско-иранской межправительственной комиссии, а также в рамках ежегодных совместных пятисторонних заседаний администраций портов Прикаспийских государств.
 
В целях обеспечения беспрепятственного товарооборота сельскохозяйственной продукции между Российской Федерацией (Республика Дагестан) и Исламской Республикой Иран в рамках таможенного «зеленого» коридора на территории порта подготовлена площадка под рефрижераторные контейнеры с возможностью одновременного подключения к электричеству более 200 ед. 40-футовых контейнеров. Это позволит увеличить грузооборот через порт «Махачкала» скоропортящихся грузов из Ирана до 16 тыс. т в месяц и до 192 тыс. т в год.
Привлечение Ирана к свободной торговле и использование его территории для транзита открывает привлекательные перспективы для всех стран Каспийского региона.
 
В то же время необходимо вовлечение Махачкалинского международного морского порта в МТК «Север–Юг», который является мультимодальным маршрутом транспортировки пассажиров и грузов, привлечение транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу. Основное преимущество МТК «Север–Юг» перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) заключается в сокращении расстояния перевозок в 2 раза.
 
Организация паромных перевозок является одним из наиболее значимых направлений развития Махачкалинского порта на ближайшую перспективу.
Планомерное увеличение объемов паромных перевозок в порту «Махачкала» позволит в дальнейшем развивать перевалку контейнерных грузов, в том числе на специализированных терминалах. В связи с этим проводятся переговоры с Республикой Туркменистан на предмет возобновления движения туркменских автомобильных паромов на линии портов Махачкала — Туркменбаши. Также рассматривается вопрос открытия паромного сообщения с Исламской Республикой Иран.
 
За 2020 год на предприятии перевалено около 4,7 млн т различных грузов, что составляет 103,1% к 2019 году. Перевалка нефти в Махачкалинском торговом порту за 2020 год составила 4 274 тыс. т (102,6% к 2019 году).
 
В данное время ограничивающим фактором в развитии Махачкалинского морского торгового порта является низкая пропускная способность автомобильных дорог, ведущих к порту. Чтобы решить эту задачу и одновременно разгрузить улично-дорожную сеть Махачкалы, прорабатывается вопрос строительства подъездной автодороги II технической категории протяженностью 5,9 км от федеральной автомобильной дороги Р-215 «Астрахань — Махачкала».
 

Дорожное хозяйство и автомобильный транспорт

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Дагестан составляет 28,7 тыс. км, из которых федеральные дороги — 644 км, республиканские и межмуниципальные дороги — 7,6 тыс. км и местные дороги с улично-дорожной сетью — 20,5 тыс. км.
 
Автомобильные дороги общего пользования являются важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Дагестана, способствующей экономическому росту, решению социальных задач и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на южных рубежах.
 
Административно-территориальное деление, сложные рельефно-геологические условия местности, наличие большого количества малых и средних рек влияют на распределение и конфигурацию дорожной сети республики, ее разветвленность и протяженность. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 427 км на 1 тыс. кв. км территории.
 
Основу дорожной сети республики составляют дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения, значительная часть которых — это дороги, соединяющие столицу республики с административными центрами муниципальных районов. Конфигурация дорожной сети региона сформирована исторически, в горных условиях они проходят в основном по долинному ходу вдоль водотоков. В предгорье и на равнине дороги республиканского значения ориентированы на столицу республики — Махачкалу, посредством выхода на федеральные дороги.
 
Автомобильный транспорт занимает 1-е место в отрасли по объемам грузоперевозок (порядка 92% от общего объема грузоперевозок). За 11 месяцев 2020 года автомобильным транспортом перевезено 2 529,5 тыс. т грузов (96,7% к аналогичному периоду 2019 года).